После появления 30 лет назад на наших телеэкранах художественного комедийного фильма «Ирония судьбы, или с легким паром!» фраза «по традиции перед Новым годом мы с друзьями ходим в баню» стала крылатой в России.
Многие россияне не только охотно поддержали традицию ходить в баню, накануне нового года, но и стали думать, что эта традиция связана именно с этой комедией. Однако это не верно! Существует множество исторических фактов подтверждающих то, что посещение бани в канун Нового Года было русской национальной традицией.
Парная баня на Руси (мыльня, мовня, мовь, влазня) была известна у славян уже в V—VI веках. Баней на Руси пользовались все члены общества: и князья, и знатные люди, и простой народ. Посещение бани было всеобщей русской национальной традицией и в IX-XI веках, об этом писали многие иностранные путешественники.
Еще величайший учёный античного времени и «отец истории» Геродот оставил нам свои впечатления о путешествии по Скифии 5 века до н.э. и о скифах, праславянских племенах, жившие в V-I веках до н.э. в долине реки Борисфен (Днепр), в низовье древнего Танаиса (Дон), в Северном Причерноморье и на Боспоре Кемерийском (Керченский пролив).
Геродот свидетельствовал, что скифы уже пользовались парной баней. Из описания Геродотом парной бани нам известно, что баню устраивали не только праславянские племена скифов земледельцев и пахарей, но и скифы-воины в походных условиях, как гигиеническую, лечебную и закаливающую процедуру. В походных условиях скифы-воины устраивали парную баню из подручных материалов.
Геродот отмечает: «Никакая эллинская баня не сравнится с ней», то есть со скифской баней. «Наслаждаясь ею, скифы вопят от удовольствия» — пишет Геродот. В одном древнем трактате перечислены 10 преимуществ, которые дает человеку омовение: ясность ума, здоровье, силу, красоту, молодость, свежесть, бодрость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин. Верно подмечено в пословице «В бане помылся, словно заново родился».